вторник, 29 декабря 2009 г.

Вот дельцы оффшорные


Кудрин решил сделать нехорошо Абрамовичу и Дерипаске

Правительство собирается лишить оффшорные компании возможности не платить налоги в бюджет
Минфин подготовил поправку к Налоговому кодексу, которая должна лишить предпринимателей возможности уходить от налогов, регистрируя компании в оффшорных странах, с которыми у России заключены договоры об избежании двойного налогообложения. Поясним, что по этим договорам компания, которая зарегистрирована в оффшоре, не платит налоги у себя дома - дескать, чтобы не платить их дважды. Но в оффшорах суммы налогов для иностранных компаний минимальные, можно сказать, чисто символические. Вы приезжаете на остров, регистрируете компанию и платите, скажем, 1,5 тыс. евро в год, и за эти деньги можете пользоваться всеми благами островной жизни. При том, что у себя на родине вам пришлось бы заплатить в бюджет миллиарды рублей. Поэтому такие острова - просто рай для российских бизнесменов.
Однако, как утверждают чиновники правительства, теперь, если за промежуточными кипрскими, швейцарскими, голландскими компаниями, выводящими деньги из России, будут просматриваться отечественные владельцы, то с них будут брать налоги по полной программе. Сначала Минфин собирался просто подправить правительственные соглашения с каждой отдельной такой компанией, но потом, после настоятельных рекомендаций президента 
Дмитрия Медведева, решил внести ее непосредственно в Налоговый кодекс — для всех сразу. Об этой поправке в Налоговый кодекс объявил в четверг начальник отдела международного налогообложения Минфина Дмитрий Николаев, на конференции посвященной оффшорам в РСПП, пишет «Взгляд». Таким образом, под раздачу попадают не только все российские олигархи, но и госкомапнии.
Вспомнить хотя бы ведущих олигархов, которые ведут исключительно островную жизнь. Компания «РУСАЛ» 
Олега Дерипаски прописана на острове Нью-Джерси, поэтому, как утверждают эксперты, мы фактически не знаем, кто является ее бенефициаром - получателем доходов и владельцем. Говорить конкретно о Дерипаске здесь можно, но весьма условно. Это островной оффшор, в котором требований по раскрытию информации о конечных бенефициарах компаний не существует. А компания Millhouse Capital, зарегистрированая в Лондоне, имеет фонды на островах в Гибралтаре и Карибах. Она управляет непрофильными активами бывших акционеров «Сибнефти», в том числе губернатора Чукотки Романа Абрамовича. Как распределены доли партнеров в Millhouse Capital и через какие схемы закреплено за ними право собственности на российские активы, можно только догадываться. На рынке принято считать, что Абрамовичу принадлежит как минимум половина собственности, управляемой Millhouse Capital. Открытых данных о выручке и прибыли компании также нет.
Финансовые компании наших государственных холдингов тоже не отстают от них. Например, у «Газпрома», который возглавляет 
Алексей Миллер, есть финансовая компания Gazprom Finance B.V. которая находится в Голландии, а фонды на Британских Вирджинских островах. Островную жизнь предпочитает и всеми любимый Анатолий Чубайс, компания Rusnano Capital которого зарегистрирована в Швейцарии, а первый фонд, «стоимостью» 500 млн. долларов, будет прописан на тех же Британских островах. Какие суммы они переводят через границы и для чего – уследить невозможно. Кстати, по аналогии с олигархами, нельзя сказать определенно, кому точно принадлежит эта «государственная» собственность через оффшоры.
- Конечно, желание правительства бороться с оффшорами похвально, но внедрить подобную практику не только в России – нигде в мире не получится, - утверждает профессор, доктор экономических наук Никита Кричевский- Есть два главных условия, почему компании всего мира уводят свои деньги в оффшоры. Первое – потому что там нет налогов, а второе, более важное – что там никогда, даже под угрозой расстрела, вам не раскроют конечных бенефициаров. Возникает вопрос, каким образом наш Минфин собирается узнать имена получателей доходов и владельцев оффшорных компаний? Даже США, у которых под боком в Карибском бассейне целая клоака островных оффшоров, ничего не могут с ними сделать. И потом, у каждого более-менее крупного чиновника есть своя оффшорная компания. Кого же они будут раскрывать, самих себя? Просто представьте, сколько таких компаний и как это будет происходить.
Напомним, что свободные зоны или «оффшоры» — один из самых известных и эффективных методов ухода от налогов. Основой его являются законодательства некоторых стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам. Кстати, сейчас США давит на свои транснациональные компании, заставляя их перенести управляющие компании из оффшоров на родину – чтобы поддержать бюджет в кризис.
- Мне кажется, что такие действия правительства укладываются в общемировой тренд борьбы с оффшорами, - считает профессор Российской экономической школы Алексей Горяев- С отмыванием денег и «серыми схемами», которые через них осуществляются. А также борьбой с уклонением от налогов. Именно для этого нужен глобальный контроль за всеми теневыми операциями, которые так любят финансовые компании. Например, США недавно даже просили швейцарские банки выдать им информацию о своих клиентах. Однако есть такие оффшоры, как Лондон, а есть Багамские острова – между ними большая разница. Островные оффшоры изначально организовывались с той целью, чтобы минимизировать налоги и раскрывать как можно меньше информации о своей финансовой деятельности. А в Лондоне таких возможностей нет, но там все равно достаточно либеральные финансовые требования к зарубежным компаниям. Но могу сказать, что у госкомпании должны быть хорошие аргументы, чтобы объяснить, зачем им нужно выводить капитал в оффшорную зону.

Комментариев нет:

Отправить комментарий